Saturday, Dec 07th

Обновлено:03:48:05 AM GMT

Вы здесь: История Лыжный спорт ЮГРЫ История одного агитперехода
Ошибка
  • SQL=SELECT u.`id` AS `id`, u.`name` AS `name`, b.`cb_birthday` AS `birthday` FROM `jo15_users` u, `jo15_comprofiler` b WHERE u.`id` = b.`id` AND b.`cb_birthday` <> '' AND b.`cb_birthday` IS NOT NULL AND b.`cb_birthday` <> 0 AND u.block = 0

История одного агитперехода

perehod
perehod2

В 1980 году будучи в командировке в поселке Кондинском я познакомился со Степаном Павловичем Савиновым. Он-то и рассказал мне впервые о знаменательном для того времени событии - агит-переходе на лыжах Остяко-Вогульск - Омск.

 

- Я тогда учился в педучилище,- вспоминал ветеран. - Мы с ребятами много времени уделяли спорту. Особенно любили лыжи. Помню, как округ готовился к празднованию своего первого десятилетия. В партийных кругах возникла идея: силами лучших спортсменов-лыжников училища и совпартшколы совершить агитационный переход "Остяко-Вогульск - Омск". Задание было ответственным: вручить Омскому обкому партии и исполкому областного совета (тогда наш округ входил в состав Омской области - Авт.) трудовой рапорт юбиляра.

Подразумевалась и другая цель. Страна готовилась к войне, которая, по всему видно, несмотря на все мирные соглашения, была неизбежна. И более чем тысячекилометровый переход - активная пропаганда выносливости и несгибаемости советских людей.

На подготовку команды лыжников-агитаторов ушло два месяца. Это ответственное задание было поручено физруку А.А. Боголюбову. В окончательный состав были включены семеро комсомольцев, представители четырех национальностей: ханты, манси, русские и селькуп. Были среди нас и две девушки: Анна Баютова и Марина Мокрова. Специально для агитпробега была приобретена спортивная одежда. Заранее нас ознакомили с графиком и строгим маршрутом движения.

Стартовал агитпробег 20 декабря 1940 года. Провожали добровольцев, как писала в те годы "Сталинская трибуна" (нынче - "Новости Югры"), теплыми напутственными словами. Уходя из Остяко-Вогульска, они даже не подозревали о том, какие трудности встретятся на пути.

- В первый же день мы поняли, что погода против нас. Жесточайшие морозы и сильнейшие снегопады сопровождали нас на всем пути следования. Помню, как трудно давался нам подход к Увату. По накатанной дороге лыжи сильно скользили, разъезжались в сторону. Приходилось идти в невыносимом напряжении. Думали свернуть на "целину", но тогда бы мы потеряли еще больше времени и могли выбиться из графика. Где-то в десяти километрах от Увата заметили группу лыжников. Ура! Нас встречали! И не только в Увате. Благодаря журналистам радио и газет о нашем переходе знали даже в самых глухих деревнях. Их жители помогали чем могли. Их гостеприимство добавляло сил. Хотя мы и так держались молодцами, поскольку знали, что за нашим продвижением следят тысячи земляков, которые верят в нас. Поэтому были обязаны оправдать доверие,- рассказывал Степан Павлович. - Особенно пышной была встреча лыжников в Тобольске, где в переполненном клубе командир перехода Н.А. Крыласов, политрук В.Т. Терещенко и другие отвечали на десятки вопросов, рассказывали о хозяйственных и культурных преобразованиях в округе, о жизни народов Севера.

…А впереди лыжников ждали новые испытания: сорокаградусные морозы, потеря ориентира… Степан Павлович рассказывал, что им часто приходилось заходить в деревенские дома, чтобы немного согреться.

Ближе к Омску идти стало теплее и веселее. В шестидесяти километрах их ждала небольшая группа лыжников, а в двадцати - к отважным спортсменам-агитаторам присоединилось уже около четырехсот любителей этого вида спорта.

Вот такой был огромный интерес к переходу, который закончился на сутки (!) раньше намеченного срока - за семнадцать ходовых дней. На торжественном приеме, где и был вручен рапорт, добровольцы получили награды. Тогда командир перехода Н.А. Крыласов заверил партийное руководство, что по первому зову он и его ребята готовы к новым испытаниям. А оно не заставило долго ждать: через полгода началась война. 

Анатолий РЯБОВ ("Новости Югры"), фото из личного архива автора